В качестве тире всегда следует использовать длинное тире («—»).
В диапазонах чисел и дат рекомендуем использовать короткое тире («–»).
Символ
Вид
Набор в HTML
Набор с клавиатуры
Тире (длинное)
—
—
Alt + 0151
Короткое (среднее) тире
–
–
Alt + 0150
Минус
−
−
Дефис
-
клавиша на клавиатуре
Обратите внимание, что в программе MS Word дефис, окруженный пробелами, автоматически заменяется на короткое тире. Поэтому при вставке текста из MS Word на сайт этот недочёт нужно исправлять вручную.
На самом деле, видов «черточек» еще больше (например, клавиша на клавиатуре — это не совсем дефис), но перечисленных для веб-сайтов вполне достаточно.
Мотивация:
По правилам русской типографики в диапазонах чисел следует использовать длинное тире, однако на практике на сайтах часто используется просто дефис. Возможно поэтому, длинное тире большинству кажется слишком длинным и его практически не используют в диапазонах.
Браузеры автоматически не расставляют переносы, но в HTML есть возможность указать возможное место переноса с помощью последовательности ­ (так называемый «мягкий перенос»).
Символ переноса отображается только в том случае, если перенос слова действительно был выполнен. Внутри строки символы переноса отображаться не будут.
Мягкие переносы рекомендуется использовать, если правая сторона текста получается слишком «рваная» и текст выглядит неэстетично (например, если длинное слово не поместилось в строку и перенеслось).
Расставлять переносы имеет смысл только в «критичных» местах, т. к. делать это для всего текста слишком трудозатратно, да и читать слова с переносами, пожалуй, сложнее.
Чтобы избежать разрыва строки между словами или символами в целях удобочитаемости, следует использовать специальный символ — неразрывный пробел.
В HTML неразрывный пробел пишется как .
Неразрывный пробел также можно ввести непосредственно, используя клавиатурную комбинацию Alt + 0160.
Случаи, когда следует использовать неразрывный пробел:
инициалы («Иванов И. И.»);
сокращения с точками («и т. д.»);
числа с последующим словом или единицей измерения («20 солдат», «10 м», «1999 год»);
числа с пробелами («11 000 руб»);
предлоги, союзы и некоторые частицы с последующим словом («на Солнце», «а затем», «не прыгает»);
некоторые частицы с предыдущим словом («крикнул бы»);
тире с предыдущим словом, а иногда и с последующим («конкурс „Soft-Парад — 2020“»).
Возможно применение неразрывного пробела и в других случаях для улучшения удобочитаемости (например, чтобы избежать строки из одного слова в конце абзаца).
В некоторых случаях неразрывный пробел используют для увеличенного пробела, набирая его несколько раз. Хотя во многих случаях это просто неудачная альтернатива использованию CSS-стилей.
Запретить перенос строки можно и с помощью CSS-свойства «white-space:nowrap». Иногда данная возможность необходима, если нужно запретить перенос в части текста, не содержащей пробелы. Примеры таких случаев:
слова с дефисами («кое-что»);
телефонные номера («222-33-44»).
Вместо white-space иногда используют тег NOBR. Его «недостаток» в том, что его нет в спецификации HTML. Но при этом он работает во всех браузерах.
если возможны звонки из-за рубежа: +7 (123) 123‒45‒67 или (+7 123) 123‒45‒67;
если номер написан специально для иностранцев: +7 123 123‒45‒67;
если ожидаются только местные звонки: 123‒45‒67.
Группы цифр разделяются дефисами: 123‒45‒67, 12‒34‒56, 1‒23‒45, 12‒34.
Коды городов группируются аналогично: +7 (12‒34) 12‒34‒56.
В качестве разделителя групп цифр рекомендуется использовать цифровое тире (figure dash). В HTML записывается как ‒.
Для удобства набора номера с мобильных устройств и приложений рекомендуется использовать ссылки вида:
<a href="tel:+7-123-123-45-67">+7 123 123‒45‒67</a>.
Мотивация:
Не следует начинать номер с восьмёрки, т. к. из-за рубежа такой номер не сработает.
Предпочтительнее всегда указывать код страны и города, чтобы ни у кого не было проблем с набором, а также для удобства их использования в программах (например, при копировании номера в Skype или в телефонную записную книжку).
В городских номерах скобки рекомендуется ставить вокруг кода города, чтобы читателям было проще узнать в нём городской номер. В некоторых источниках рекомендуют заключать в скобки код города вместе с кодом страны, однако такое написание на практике встречается относительно редко.
Если элементы списка являются самостоятельными предложениями, то они пишутся с прописной буквы и в конце каждого элемента ставится точка.
В остальных случаях элементы списка начинаются со строчной буквы и завершаются запятой или же точкой с запятой, если элементы достаточно длинны и, тем более, если содержат символы пунктуации.
В конце списка ставится точка.
В предложении перед списком ставится двоеточие, если оно является вводным к списку. Точка ставится, если предложение слабо связано с перечислением.
Мотивация:
В нумерованных списках, элементы которых завершаются запятой или точкой с запятой, должны использоваться круглые скобки после номера, однако HTML не поддерживает подобную возможность. Технически реализовать подобное форматирование достаточно сложно, поэтому приходится мириться с «неправильной» точкой в нумерованных списках.
«Где запятой мало, а точки много, там надо точку с запятой»
(А. П. Чехов, «Восклицательный знак»).
Если аббревиатура может быть неизвестна некоторым посетителям, то в тексте нужно хотя бы один раз расшифровать её (желательно при первом использовании) или использовать тег ABBR с атрибутом TITLE.
При использовании тега ABBR он должен иметь особенный стиль (например, подчеркивание пунктиром или цветной фон).
Перечисления в текстах оформляйте списками с помощью HTML-тегов UL или OL.
Нумерованные списки используются, если важен порядок перечисления или необходимо показать количество элементов.
Мотивация:
Цитата из книги «Текст для Web. Доступность и привлекательность»:
«Представление текста в виде списка позволяет читателю быстро просматривать предлагаемую информацию, пропускать неинтересные и находить наиболее достойные внимания элементы.
Размещая элементы перечисления в списке и отмечая каждый элемент каким-то графическим символом, можно продемонстрировать читателям следующее:
с одной стороны, эти элементы чем-то похожи;
а с другой — все они чем-то отличаются.
Визуальное оформление позволяет читателю «получить» представление об общности перечисляемых элементов и сразу перейти к нужному элементы без необходимости считывать все элементы по порядку».
Заголовки должны быть достаточно короткими (желательно не длиннее 60 символов, максимум 100) и они должны выражать суть материала коротко и понятно.
Здесь речь идёт про заголовки, которые озаглавливают сам текст, а не его отдельные части. Эти же заголовки часто используют на других страницах для ссылок на полный текст.
Заголовок не должен включать несущественную информацию и много подробностей, но в то же время он должен дать понять посетителю, что предложенный материал решает какую-то его «проблему» (образовательную, развлекательную, бытовую и т. п.).
Недопустимы заголовки типа «Уважаемые коллеги!», «Внимание!!!», «Важная информация».
Мотивация:
Якоб Нильсен рекомендует использовать заголовки не более 60 символов.
Заголовок должен привлекать посетителя к прочтению текста, а чем длиннее заголовок и чем больше в нём несущественной информации, тем меньше шансов, что посетитель прочтёт его полностью и продолжит чтение самого текста.
Заголовки страниц фигурируют в поисковой выдаче поисковых систем, а по исследованиям известно, что пользователи читают там только первые слова заголовков.
Названия институтов пишутся с прописной буквы. Склоняются.
Названия кафедр пишутся без кавычек строчными буквами. Склоняются.
Названия специальностей и направлений пишутся в кавычках строчными буквами. Название внутри кавычек не склоняется.
Отдельное слово «институт» (без полного наименования института) пишется со строчной буквы. Исключение — официальные документы, где оно пишется с прописной буквы, если используется в качестве сокращения полного наименования.
Местоимение вы при обращении к посетителям сайта пишется со строчной буквы.
Местоимение Вы пишется с прописной буквы при обращении к одному лицу в личных письмах, официальных документах и анкетах. В остальных случаях вы пишется со строчной буквы.
Рекомендуемая минимальная длина поля для ввода ключевых слов в форме для поиска по сайту — 27 символов.
Если дизайн сайта не позволяет сделать поле в 27 символов или более, то поле следует сделать хотя бы не менее 21 символов (тогда порядка 70% запросов всё ещё будут видимы без прокрутки). Если дизайн позволяет, то длину следует увеличить до 35 символов.
Мотивация:
Рекомендация в 27 символов приведена в книге Якоба Нильсена и Хоа Лоранжер «Web-дизайн: удобство использования Web-сайтов» (2006 г.). По исследованиям, такой ширины достаточно, чтобы поле вмещало 90% всех запросов. По тем же исследованиям половина запросов не превышает 14 символов.
По исследованиям поисковых запросов на сайте СФУ половина запросов также не превышает 14 символов, однако чтобы достичь результата в 90% длина поля должна быть не менее 35 символов. А 27 символов будет достаточно, чтобы в поле поместилось около 80% запросов.
При написании названий институтов СФУ следует придерживаться общепринятых сокращений.
Полное название
Сокращение
Военно-инженерный институт
ВИИ
Гуманитарный институт
ГИ
Инженерно-строительный институт
ИСИ
Институт архитектуры и дизайна
ИАиД
Институт горного дела, геологии и геотехнологий
ИГДГиГ
Институт инженерной физики и радиоэлектроники
ИИФиРЭ
Институт космических и информационных технологий
ИКИТ
Институт математики и фундаментальной информатики
ИМиФИ
Институт нефти и газа
ИНиГ
Институт педагогики, психологии и социологии
ИППС
Институт управления бизнес-процессами и экономики
ИУБПЭ
Институт физической культуры, спорта и туризма
ИФКСиТ
Институт филологии и языковой коммуникации
ИФиЯК
Институт фундаментальной биологии и биотехнологии
ИФБиБТ
Институт цветных металлов и материаловедения
ИЦМиМ
Институт экологии и географии
ИЭиГ
Институт экономики, управления и природопользования
ИЭУиП
Политехнический институт
ПИ
Торгово-экономический институт
ТЭИ
Юридический институт
ЮИ
Во всех названиях союз «и» в аббревиатуре присутствует в виде строчной буквы, кроме названий трёх институтов, при написании которых традиционно эта буква отсутствует: ИКИТ, ИППС, ИУБПЭ.
Если на сайте университета в тексте присутствует много названий институтов, то следует использовать аббревиатуры. Если текст об одном-двух институтах, то при первом употреблении названия следует писать полностью. Исключение — сайты институтов, где собственное название института можно сокращать почти всегда до аббревиатуры.
По правилам русской типографики в диапазонах чисел следует использовать длинное тире, однако на практике на сайтах часто используется просто дефис. Возможно поэтому, длинное тире большинству кажется слишком длинным и его практически не используют в диапазонах.